Легендарному директору «Таганки» Н.Л.Дупаку исполнилось 100 лет
5
октября 2021 года в Московском Доме кино прошел грандиозный
торжественный вечер: исполнилось 100 лет Николаю Лукьяновичу Дупаку,
знаменитому директору Театра на Таганке, а также актёру, режиссёру,
организатору культурных проектов, члену Землячества Донбассовцев...
И, конечно же, фронтовику.
Оказать
почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели и
представители столичных театров; телеграммы со словами
признательности и уважения были получены от президента России
Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, мэра столицы Сергея
Собянина, главы администрации города Донецка А.Кулемзина, главы
администрации Старобешевского района ДНР (Н.Дупак является Почётным
гражданином данного региона) и ещё сотен поклонников Николая Дупака.
На
праздник пришли те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича.
В
годы Великой Отечественной войны Н.Дупак уничтожал фашистов,
возвращался на фронт раненым и контуженным, а в мирное время воевал с
чиновничеством и бюрократами.
На
сцене Дома кино стояло директорское кресло с наброшенным на спинку
пиджаком. Рядом на столе — табличка с надписью «Вышел в
зал». На полу — вазы с цветами, которым несть числа.
Среди собравшихся в зале гостей — губернатор Приморского края
Олег Кожемяко, российский политик генерал Владимир Шаманов,
руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский,
народные артисты России Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса
Лужина, Евгений Герасимов, худрук Школы современной пьесы Иосиф
Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк
Варшавер, члены Землячества Донбассовцев во главе с председателем
Совета Правления Петром Акаёмовым и многие другие.
Юбиляр
появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после
перенесённой болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться.
Поздравления он принимал из зрительного зала.
Первыми
на сцену поднялись актёры «Таганки» вместе с её нынешним
директором Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его
коронную фразу: «Ну, мы с вами еще почудим!» —
выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор ещё не раз
появится в стенах любимого театра.
До
того, как Николай Дупак стал директорствовать в Театре на Таганке, он
был актёром. Совсем юным начал сниматься у Александра Довженко.
— 22
июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице
«Континенталь», — рассказывает Николай Дупак. —
К тому времени я уже полтора месяца был на съёмках фильма Александра
Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника
Ростовского театрального училища, которым руководил Юрий Завадский —
будущий главный режиссёр Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия.
Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев. Дупак
попал на фронт практически со съёмочной площадки.
Про
геройские подвиги Николая Дупака говорил на вечере Александр
Кибовский. Он преподнёс в дар юбиляру его наградной лист — один
из многочисленных. Но именно этот лист Кибовскому передали коллеги из
Музея Победы. «Когда я прочёл этот документ, то удивился, какой
скромности этот человек», — сказал московский министр и
стал зачитывать: «Имеет одну контузию в горло 2 августа 1942
года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку
и правую ногу 10 февраля 1943 года...». А далее о том, как 3-й
кавалерийский эскадрон под командованием товарища Дупака совершал
подвиги и освободил украинский город Мерефа.
В
том же 1943 году после последних ранений Николай Лукьянович приехал в
Москву и поступил в Оперно-драматическую студию Константина
Сергеевича Станиславского (она потом стала Театром имени
Станиславского), а затем 20 лет играл на этой сцене. Ему довелось
поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым.
Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков.
— Я
могу похвастаться, что первым моим партнером в жизни на сцене театра
был Николай Лукьянович, — поделился воспоминаниями Никита
Михалков. — Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого,
правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью
и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!
После
войны жизнь также свела Николая Дупака с режиссёром-фронтовиком
Григорием Чухраем. Дупак снялся в трёх его картинах, в том числе в
фильме «Сорок первый». И вообще он довольно активно был
задействован в кино.
Директором
театра у метро «Таганская», где он провёл свои самые
яркие годы, Николай Дупак стал в 1963 году. А в 1964-м выпускники
Щукинского училища показали в театре свой спектакль «Добрый
человек из Сезуана», поставленный режиссёром и педагогом Юрием
Петровичем Любимовым. Спектакль сразу стал легендой, идёт он здесь и
до сих пор. Любимов был приглашён на должность художественного
руководителя. Дупак горячо отстаивал его кандидатуру и к тому же
принял в труппу всех его студентов.
Именно
при участии Дупака подведомственный ему театр — тогда он
назывался Московским театром драмы и комедии — изменил свое
название на то, которое теперь всем привычно. И у Театра на Таганке
появилась эмблема — красный квадрат с чёрными буквами по
периметру.
Очень
скоро в театр пришёл тогда еще никому не известный актёр Владимир
Высоцкий. Сначала он не произвел большого впечатления на Любимова. А
потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для
каждого человека в большой стране.
— Я
был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с
компанией артистов, — сказал, обращаясь к Николаю Дупаку, Иосиф
Райхельгауз. — А Высоцкий? Сейчас все говорят: «Высоцкий!»
А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из
Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр
на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали в театре
больше одного штатного режиссёра держать. Но у вас в Театре на
Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссёров. Спасибо,
любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы — гений!
«Таганке»
Николай Дупак отдал почти 27 лет своей жизни. Под его руководством
было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х
одним из прогрессивных символов Москвы. А сам театр при
непосредственном участии Николая Лукьяновича превратился в самую
модную и передовую культурную точку столицы. На спектакли было сложно
купить билеты, люди ночевали у театра, переписывали номерки,
обозначавшие место в нескончаемой очереди. Вечерами здесь дежурила
конная милиция, сдерживая порывы поклонников. А еще «Таганка»
смогла более 30 раз выехать на гастроли за границу, в том числе в 13
капиталистических стран, что было в те советские времена большой
редкостью.
Этим
вечером ещё многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со
сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров, и кто стоял у них
за спиной.
П.Акаёмов
вручил юбиляру Почётную грамоту от Землячества Донбассовцев,
поздравления из Донецка, Старобешевского района, от члена
Землячества, учредителя, автора и продюсера Площади звёзд в Москве
Анатолия Сиротюка.
Народный
артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание
«Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю
Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей
жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.
Творческий
вечер, посвящённый столетнему юбилею со дня рождения Николая
Лукьяновича Дупака, стал заметным событием в культурной жизни Москвы.
|